Мобильная История Лигово

Начало

Материалы

Ритуальные постройки

Церковь в Старо-Паново. 1784-1941

Лиговская церковь / Пановская церковь / Старопановская церковь / Адриановская церковь / Андриановская церковь / Андреевская церковь /

Имение в Лигове после смерти графа Григория Орлова в 1783году унаследовала его незаконнорожденная дочь Наталья Александровна Алексеева. Которая вышла замуж (1777) за адьютанта Орлова Фридриха Буксгевдена. В имении Лигово во времена Буксгевденов был построен большой барский дом на западном берегу озера и разбит английский сад.

Лигово: Церковь в Старо-Паново. Фото нач. 20 в. Сам граф был лютеранином, но по просьбе жены приказал возвести в 1790-х гг. у кладбища деревни Пановой изящную круглую часовню в стиле ампир (предпол. арх. Львов). Туда стали ходить молиться местные православные. Но в результате интриг при дворе Павла Первого Буксгевденам пришлось перехать в их лифляндский замок Лоде. Когда летом 1808-го, прожив 10 лет, хозяйка мызы умерла там, ее гроб перевезли и захоронили в склепе часовни, к которой было разрешено пристроить алтарь. 11 июля 1809 часовня была освящена как домовая церковь, посвященная святым мученикам Адриану и Наталии Никомидийским, которые издревле по церковной традиции считаются покровителями супружества. Через три года здесь же был погребен граф Федор Федорович, также умерший в замке Лоде, а затем и их дети.

Лигово: Кладбище в Старо-Паново. Крест на месте старой церкви с усыпальницей Буксгевденов. 27.08.2008 Позже церковь расширили, добавив притвор и колокольню. В 1900–1901 по проекту А. А. Зографа на средства старосты храма купца П. Захарова соорудили новую паперть, колокольню сделали двухъярусной. Иконы в одноярусном иконостасе были хорошей работы, но неизвестного мастера. Среди них выделялись три: Рождество, Сретенье и Снятие с креста.

Долгое время эта пригородная церковь, с 1832 имевшая свой причт, была приписана к храму свт. Петра Метрополита Московского в Ульянке, в 1902 сделана приходской. Кладбище в Старо-Паново. Крест на месте старой церкви с усыпальницей Буксгевденов. 27.08.2008С 1878 почти 40 лет в церкви служил прот. Арсений Иоаннович Черновский, основавший Старо-Пановское общество трезвости. В начале 1916 его сменил о. Михаил Иоаннович Близнецкий. Церковь действовала до Великой Отечественной войны, когда была разрушена. Судьба семейной усыпальницы Буксгевденов не ясна. В советское время церковь была снесена, а на месте ее разрослось кладбище. Сейчас на месте, где стояла церковь, поставлен деревянный крест.

В 1993 создан церковный приход (сайт) по инициативе жительницы Старо-Паново Антонины Петровны Осиповой. В 1996 было получено разрешение на строительство и отвод земли, был сделан проект (архитектор - Шаповалова Е.Ф.) Храма-памятника воинам-защитникам блокадного Ленинграда. Осенью 1997 года стройка началась. Первая литургия прошла в Рождество 2002 в цокольном этаже.

Церковь Спаса Преображения. 1904-1934

Церковь Спаса Преображения в Лигове находилась на участке земли между улиц Сегалевой и Матвеевой, с юга проходил Егоровский переулок. Ныне это ул. Партизана Германа, к северу от пр. Ветеранов. Здесь стоят постройки крытого рынка и серебристые ели, между обоими тротуарами улицы. Здание церкви с колокольней стояло на нынешней проезжей части.

В 1898 земли Лигова частично перешли к акционерному обществу, которое выстроило на т. н. "Новых местах", близ полотна Балтийской железной дороги, дачный поселок. В нем наряду с лютеранами и католиками жило около 1500 православных, в основном, людей небогатого среднего класса. Так как население поселка быстро росло, возникла нужда в храме.

Сперва богослужения проходили в зале ожидания вокзала станции Лигово, но уже в начале 1901 дачевладелец И. И. Дернов пожертвовал место под церковь во имя Георгия Победоносца. Через два года для ее постройки жителями было основано церковно-приходское попечительство, во главе которого встал о. Николай Михайлович Павский из приходского храма в Ульянке.

На каменное здание денег не хватило, и член попечительства граждан инж. А. И. Носалевич разработал план деревянного, "в стиле северных шатровых храмов", с трапезной и высокой одноярусной колокольней. Шесть дополнительных участков под него безвозмездно выделило акционерное общество. Летом 1903 жители построили временную часовню и освятили среди бора место для будущей церкви, строительством которой руководил автор проекта – А. И. Носалевич. Храм посвящался освобождению крестьян, был заложен 23 апреля 1904 и уже 1 августа того же года, незадолго до Преображения, освящен епископом Ямбургским Сергием.

Поначалу церковь была приписана к храму в Ульянке, а с 1913 стала приходской. В том же году дачный поселок был переименован в Романовский. Большинство утвари и много образов храму пожертвовали прихожане. На приходском кладбище, около храма, стояла деревянная часовня. Каждый год 19 февраля, в память освобождения крестьян, по поселку шел крестный ход. При церкви действовал "Дамский благотворительный кружок".

Источник

Церковь закрыта, вероятно, в 1934 и сгорела в оккупированном Урицке в октябре 1941 года. Этот факт доказывают фотографии пожара церковного здания и колокольни из немецких архивов, обнаруженные нами на аукционе.


Настоятель Преображенской церкви в г. Урицке прот. Иоанн Чудович 19 сентября 1941 г. был выслан немцами в пос. Тайцы, и богослужения в храме прекратились, а сам храм в дальнейшем был разрушен.

Источник


79. Протоиерей Петров Александр Михайлович
Род. 13.02.1891 в С.-Петербурге. Окончил Петроградскую Духовную академию (1917). В 1929 - 1930 - священник Преображенской ц. в Лигово (Урицке). Арестован 29.01.1930. В процессе следствия «обвинение в контрреволюционной деятельности не подтвердилось», освобожден 8.03.1930. Служил в Князь-Владимирском соборе С.-Петербурга. С конца 1930-х - священник Николо-Богоявленского собора в С.-Петербурге. Проживал на даче в Лигово (Урицке), где до 1937 настоятельствовал в ц., летом 1941 оказался в оккупации. В 1941 - 1942 - настоятель Павловского собора в Гатчине, благочинный. Арестован немцами как агент НКВД в августе 1942. Расстрелян 08.1942.

90. Протоиерей Чудович Иоанн Петрович
Род. в 1876 в Могилевской губ. С декабря 1942 - 1944 служил в Петропавловской ц. на ст. Сиверская. Остался на родине. Весной 1944 высказывал недовольство притеснением Церкви после восстановления советской власти. Арестован 01.06.1944. Осужден на 10 лет.

Источник

Церковь Св. Николая. 1909-1938

Евангелическо-лютеранская церковь Святого Николая находилась по адресу Дерновая ул., 48, на углу Васильева переулка.

Лигово: Церковь Св. Николая. начало 20 в. На рубеже 20 века деревня Лигово стала столичным пригородом. В ней и в соседнем дачном поселке „Новые места“ проживало несколько сотен лютеран: финнов, эстонцев и немцев, занятых товарным сельским хозяйством и разными ремеслами. В 1903 в арендованном помещении был устроен молитвенный зал, а через три года образовался приход, решивший выстроить по проекту Ф. Э. Крюгера церковь на 150 человек. Часть средств на строительство, которое обошлось в 20 тыс. руб., пожертвовал Император, в честь небесного покровителя которого новый храм и получил свое название.

Деревянное здание с высоким шпилем над входом выросло всего за несколько месяцев и 26 декабря 1909 было освящено столичным суперинтендантом Гвидо Пенгу. Внутри был установлен небольшой орган. Перед революцией служить в храм приезжал пастор Ойген Деггелер.

Кирха закрыта постановлением Леноблисполкома от 8 октября 1938 и сгорела во время бокады Ленинграда и оккупации Урицка. После войны, в 1946-ом военнопленные построили на фундаменте церкви Святого Николая новое здание, в котором разместились горсовет, райисполком, райком и другие организации Урицка, которые до войны размещались в Доме Совета на ул. Коммуны. Там же открыли два класса начальной школы. В 1970-е местность была застроена многоэтажными домами.

Католический Костёл. 1908-1939

Вид на юго-восток. Костёл находился по Матвеевской улице (№ 47), угол Васильева переулка. За костёлом видна каплица. Сейчас это место находится на газоне у дома 33к1 по Германа, недалеко от налоговой инспекции.

Лигово: Костел Божьей матери Ченстоховской. начало 20 в. К 1905 здесь уже имелись православный и лютеранский храмы. В 1908 на пожертвования лиговских католиков, которых насчитывалось более сотни, военный капеллан Петербургского округа Виктор Петкевич устроил на своей квартире в деревянном доме В. Т. Могильницкой небольшую капеллу. Она была освящена 6 июля 1908 как временная во имя Божией Матери Ченстоховской (Matki Boskiej Czestochowskiej).

К 1911 дом принял "церковный" вид: на нем сделали небольшие шпили и увеличили окна. Через два года капелла стала костёлом, хотя только в 1916 на это было дано официальное разрешение. Настоятелем перед революцией был по-прежнему о. Виктор Францевич Петкевич, выехавший затем в Польшу. На 1923 год было 150 прихожан.

Костёл закрыт постановлением Президиума Леноблисполкома от 11 мая 1939 и передан детской консультации. Здание костёла сгорело в войну. После войны поселок вошел в состав города и в 1970-х его застроили многоэтажными жилыми домами.

Татарская школа - мектебе

Уроженец небольшого пригородного дачного поселка по Балтийской железной дороге Лигово, я помню двухэтажный кирпичный дом на Николаевской улице. В нем размещалась татарская школа - мектебе. При мне она по вполне понятным причинам была закрыта. Через несколько десятилетий я узнал историю ее возникновения. В этом мне помог «Петербургский курьер» № 193 от 8 августа 1914 года. Вот что сообщала газета в коротеньком очерке под названием «Мусульманское попечительство о детях». Обыватели поселка Лигово по Балтийской железной дороге Мухаммад Хасан Хабибуллин, Мухаммад Зиганшин, Синга-тулла Гатауллин, Мусин и Енгалычев возбудили перед санкт-петербургским губернатором Адельбергом ходатайство о разрешении организовать на станции Лигово мусульманское попечительство. Согласно представленному уставу, целью попечительства являются наблюдение за образованием детей местного мусульманского населения, сооружение татарской четырехлетней школы, изыскания необходимых средств для содержания штата преподавателей и мусульманского вероучителя, которому также предоставляется совершать молебствия, требуемые шариатом. В ходатайстве указывается, что в поселке проживает 45 мусульманских семейств.

Буквально через несколько дней после опубликованного сообщения 11 августа 1914 года пришел ответ из канцелярии Санкт-Петербургского губернатора: «Проживающих 45 семейств, около 200 человек, причем никакой школы или молитвенного дома магометанского исповедования во всей местности не имеется, то ввиду действительной необходимости я полагал бы возможным возбужденное ходатайство удовлетворить.
Подпись: губернатор Адельберг».

Издательский проект «Татары на берегах Невы». 7 Ноября 2013 г.

Начало | Моя Почта | Поиск | Открытки | Карты